И снова «украинский сценарий» в Сербии


Пока проданная Газпрому за бесценок Нефтяная Индустрия Сербии (NIS) профитирует на добыче, освобожденная от налогов, и продает 85% всего бензина в стране, на заправках поднялись цены на топливо, и без того, самые высокие в регионе. Третий день автомобилисты блокируют пути по всей стране.

«Все, что здесь не нравится властям, - это македонский или украинский или румынский сценарий». Таким образом, заявление министра обороны Сербии Александра Вулина, который в протесте водителей из-за высоких цен на топливо «увидел» сходство с демонстрациями в Украине в 2013 году, комментирует экономический журналист и главный редактор еженедельника NIN Милан Чулибрик.

После Вулина и президент Сербии Александр Вучич обвинили оппозицию в организации протеста граждан, которые, с призывами к государству сократить акцизы и тем самым стабилизировать цены на топливо, заблокировали движение в Белграде и нескольких городах в пятницу и субботу.

«Почему никто не говорит -«alal vera Vucic», у нас самая низкая цена на хлеб, и никто не говорит, что в Сербии электричество является самым дешевым в Европе. Почему не выходите на улицы и не говорите, что не хотите платить так дешево. Хлеб не важен, электричество не важно, а топливо важно, и поучают нас те, кто продал NIS (Нефтяная промышленность Сербии) », - сказал Вучич.

Заявив, что за протестами, организованными через социальные сети, фактически стоит оппозиция, министр обороны Александр Вулин пошел еще дальше.

«Интересно, что в 2013 году те же действия были проведены в Украине, они назывались "авто Майдан", также создавали пробки, шли уничтожать одну страну и вызывать конфликты по распоряжениям западных спецслужб, уничтожили всю страну. Кажется, есть люди, которые хотят сделать в Сербии то, что они когда-то делали в Украине. К счастью, во главе Сербии (Александр) Вучич, а не (Виктор) Янукович, и пусть они не надеются, что таким образом преуспеют в дестабилизации и уничтожении Сербии», - сказал Вулин Танюгу.

Министр обороны намекает на протесты в Киеве в 2013 году, когда автовладельцы, среди прочего, проехали по городу, сигнализируя и демонстрируя украинские и европейские флаги, требуя отставки тогдашнего президента Виктора Януковича.

«Наверное, только министр Вулин знает, какое это имеет отношение к Украине. Я действительно верю, что даже он сам, при всем желании, не нашел бы никакого сходства», - говорит главный редактор NIN Милан Чулибрик.

Милан Чулибрик

Граждане имеют право быть недовольными

Напомним, что протесты водителей из-за цен на топливо начались в пятницу, когда они ровно в 17 часов на час заблокировали движение в ключевых точках в Белграде и других городах Сербии. Дорожные блокировки были организованы через социальные сети, потому что цена топлива увеличилась почти на девять динаров за литр (0,08 евро) с начала года, а на дизель - более чем на 11 динаров (0,09 евро).

«Цены на топливо приходят как стихийное бедствие. С ростом цен на сырую нефть, как правило, растут цены на производные и, следовательно, цены на заправках. В Сербии существует возможность смягчения цены за счет сокращения акциза. У нас уже было это в 2012 году, когда цена на сырую нефть также подскочила. Тогда государство сократило акциз и несколько смягчило этот скачок», - сказал президент Союза работодателей Сербии Небойша Атаначкович.

Наши собеседники говорят, что водители в Сербии имеют право быть недовольными. Данные говорят, что за топливо платят дешевле только граждан Албании. Литр дизеля в Сербии стоит 1,37 евро, тогда как за такое же количество бензина необходимо выделить 1,29 евро.

«Недовольство граждан меня немного удивило, учитывая, что какие-то другие вещи прошли без каких-либо реакций. Есть ли в ней политика - это не исключено, но не все должно быть сведено к ней. Люди имеют право быть недовольными, особенно потому, что цены на некоторые виды топлива в Сербии намного выше, чем в регионе, а с другой стороны, кроме Македонии, нигде средняя заработная плата в регионе не ниже, чем в Сербии. Когда эти две вещи объединяются, есть причины для недовольства», - говорит Чулибрик.

В Македонии литр дизеля стоит 1,05 евро, в то время как в Боснии и Герцеговине водители на литр бензина или дизельного топлива в среднем платят 1,18 евро. Поэтому неудивительно, что жители муниципалитетов вдоль реки Дрина, которая отделяет Сербию от соседнего государства, часто на тех заправках.

«То, что определенно и никто не понимает в этой стране, заключается в том, что увеличение нагрузки уменьшит расходы, поэтому меньше средств будет поступать в бюджет. Если из-за повышения цен на топливо потребление упадет или люди будут заправляться в соседних странах, прежде всего в Боснии и Герцеговине, тогда и государство будет иметь меньше доходов от акцизных налогов, чем если бы временно сократило акцизный налог, до конца кризиса, который наступил из-за роста цен на топливо на мировом рынке и из-за восстановления доллара», - добавляет Чулибрик.

Гражданский протест, министр полиции Небойша Стефанович назвал «террором меньшинства над большинством». Его поддержали таблоиды, которые представляли водителей как хулиганов.

Министерство внутренних дел Стефановича не прокомментировало кадры, которые расширились в социальных сетях, на которых полицейский возле Бранкового моста в Белграде бросает велосипед участника протеста для разблокирования движения.

Источник Россия на Балканах
Стать читателем - репортером



Мы в соц.сетях

Сообщение